РУ | EN
Экспедиция проекта "Маяки Крыма"
31 марта 2015, Новости
Экспедиция «Маяки Крыма». Тарханкутский маяк, старейший маяк на крымском полуострове, 1816 г.

Экспедиция «Маяки Крыма». Тарханкутский маяк, старейший маяк на крымском полуострове, 1816 г.

 

В феврале 2015 года члены комиссии "География морских путешествий" Московского отделения РГО провели экспедицию по Крыму в рамках совместного с  Музеем Мирового океана проекта "Маяки Крыма". Это первая часть проекта, автором которого выступил Сергей Богданов, известный яхтенный фотограф, путешественник, бортовой журналист русской команды яхты Косатка кругосветной гонки Volvo Ocean Race 2009-2010.

Целью проекта является сбор материала для позиционирования старейших маяков Крыма как культурно-исторических памятников морского наследия России. Раскрытие роль маячной службы в историческом процессе становления России как морской державы на берегах крымского полуострова. Создание художественно-визуального образа для привлечения широких кругов общественности к теме истории российских маяков.

Работа  русской гидрографической маячной службы в Крыму началась в первые годы 19 века. В следующем, 2016 году исполнится 200 лет с даты строительства первых крымских маяков: на мысе Тарханкут и Херсонесс, которые и сегодня указывает путь кораблям. Один из самых "молодых" светящих знаков установлен в 1960 годы. Маяки Крыма - это интереснейшие страницы русской гидрографии, российской истории и современности.

Экспедиция «Маяки Крыма». Ильинский маяк. 1898 г.

Экспедиция «Маяки Крыма». Ильинский маяк. 1898 г.

 

Больше двадцати лет маяки в Крыму, построенные Российской империей и Советским союзом, были предметом судебных разбирательств, хозяйственных споров, политических манипуляций. В 2014 году в Россию, вместе с Крымом, вернулись и маяки. Сейчас обслуживание маячных сооружений разделено между двумя ведомствами - Росгидрографии ГУПа "Крымские морские порты" и отделом гидрографии ЧФ МО РФ. И гражданское, и военное гидрографы оказали большую поддержку в работе над проектом. Директор Росгидрографии, Денис Леонтьевич Тупик, не только помог с информацией, но и выделил сопровождающего для обследования маяков Керченского полуострова. Активно включались в проект крымские энтузиасты. Так, благодаря директору яхт-клуба города Щелково, Борису Сабину, удалось найти места разрушенных в 90-тые годы маяков Азовского побережья.

В Севастополе проект поддержали офицеры Черноморского флота, гидрографическая служба ЧФ. Большая благодарность капитану 1-го ранга Михаилу Евгеньевичу Ворошилову и Сергею Львовичу Макарову. И, конечно, самыми активными участниками проекта стали сотрудники маяков, о каждом из которых можно рассказывать отдельно. И этот рассказ готовится.

Экспедиция «Маяки Крыма». Маяк-створ Бурунский передний. Владимир Александрович Воеводин показывает, как выглядело маячное сооружение до «реконструкции»

Экспедиция «Маяки Крыма». Маяк-створ Бурунский передний. Владимир Александрович Воеводин показывает, как выглядело маячное сооружение до «реконструкции»

 

Экспедиция длилась 28 дней, было обследовано 26 маяков и маячных сооружений крымского полуострова от Арабатского залива до Бакальской косы. Пройденный маршрут составил более 3000 километров.

Первая презентация проекта - слайд-шоу и доклад об особенностях крымских маяков, прошла 22 марта на Дне гидрографии в рамках выставки-фестиваля "Россия морская" (Москва, Галерея Классической фотографии). Экспозицию фестиваля пополнили фотографии проекта "Маяки Крыма".

7-11 апреля электронная версия фотовыставки "Маяки Крыма" будет демонстрироваться на световых панелях  международной научно-практической конференции "Проблемы изучения и сохранения морского наследия" (Калининград, Музей Мирового океана).

 

Русское географическое общество