РУ | EN
Карта Сахалина на роге оленя
21 марта 2012, Новости

Л.И. Миссонова

Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии Московского отделения приглашают на своё 221-е заседание, которое состоится  28 марта 2012 г.

Тема доклада: «Карта Сахалина на роге оленя - ментальная или физическая? (уникальный памятник наследия тунгусо-маньчжурского народа уйльта)».

Автор: Миссонова Л.И. (Институт этнологии и антропологии РАН, к.и.н., специалист по народам Дальнего Востока России).

Восприятие острова как «жизненного пространства» имеет отличимые особенности для коренных малочисленных народов и иного населения Сахалина.  Очевидны различия восприятия пространства как реальной географической категории - и мировоззренческой. С точки зрения этнической психологии коренного населения, в частности уйльта, «остров Сахалин» нā ǯúнú это «Земли голова».  Предельно детальное знание особенностей физического пространства тунгусо-маньчжурским населением логично объясняется передачей сакральной информации,  накопленной веками. Данная информация передавалась как средствами устного народного творчества (легендами), так и сакральными композициями в искусстве. Вплоть до 1930-1940 годов «изобразительный» фольклор служил языком передачи знаний поколениями шаманов, то есть «посвящённых».  Что такое «карта острова» в мировоззрении коренного населения, какова её связь с пространством материка?  Какую роль играет искусство (этнический орнамент) в  фиксации мировоззрения освоенного жизненного пространства? 

Артефакты Сахалина дают возможность познания сакральности искусства, отражающего естественные витальные потребности жителей острова прошлых эпох. Именно эти потребности  объединяют человека прошлого и настоящего в обращениях к Земле, Небу, Морю, Реке, Огню, Полярной звезде, созвездию Ориона и т.д. Материальные артефакты, как и «словесные артефакты», сохранившиеся в языке и памяти народа, донесли до современного поколения исследователей «живой» фактический материал, позволяющий увидеть мир географического (физического) и ментального пространства в комплексе глазами малочисленных этнических общностей острова. Возможна попытка сопоставления этнологического материала, собранного автором доклада в Поронайском и Ногликском районах Сахалинской области (экспедиции 1990-2011 гг.), с данными артефактов, хранящихся в музеях Сахалинской области, Санкт-Петербурга, Осаки и Хоккайдо. Особый интерес в данной теме исследования представляет жезл «Рукутамский рог» из воздушного захоронения уйльта района реки Рукутама (Поронайский район Сахалинской области).

Начало семинара в 17:00 в ГЗ МГУ, ауд. 21-04 (21 этаж Главного здания МГУ).

По поводу пропусков пишите не позже вечера воскресенья (25 марта) Александру Ивановичу Глухову по адресу seminarkl@yandex.ru.

Русское географическое общество