РУ | EN
Культурный ландшафт Трансбайкалья
27 февраля 2012, Новости

Дорогие друзья!

Семинар «Культурный ландшафт» и секция по культурной географии МГО РГО приглашают вас на своё 219 заседание. 

Тема доклада: Сакрализованные объекты в культурном ландшафте Трансбайкалья (использование методов культурной географии в исторических исследованиях)

 Автор: Сыртыпова С.Д., д.и.н., с.н.с. ИПЭЭ РАН

Заседание состоится  29 февраля 2012 г. в 17:00 в ГЗ МГУ, ауд. 21-04 (21 этаж Главного здания МГУ на Ленинских горах).

По поводу пропусков пишите не позже 26 февраля Александру Ивановичу Глухову по адресу: seminarkl@yandex.ru.

 

Тезисы доклада 

  1. Ландшафтный подход был применен для изучения специфики и своеобразия памятников истории и культуры кочевников монгольского мира в Байкальском регионе РФ (Трансбайкалье).

    Карта объектов, обследованных в Курумканском районе Бурятии

  2. Проект был направлен на выявление и введение в научный оборот новых источников исторического исследования монгольской кочевой культуры, изучение современного состояния объектов культурного, природного и духовного наследия кочевников Трансбайкалья, занимающих высшие позиции с точки зрения их социальной ценности,  пополнение информационно-аналитической базы данных для формирующейся Российской сети культурного наследия (РСКН).
  3. Региональный колорит, локальную специфику и универсальную культурную ценность обнаружили культовые объекты традиционного поклонения коренных насельников – святые места Трансбайкалья. Комплексный междисциплинарный подход позволяет представить культовые памятники народов Трансбайкалья в живой динамике естественной (природной и социальной) среды, как структурообразующие элементы этнокультурного ландшафта исследуемого региона.
  4. Осуществлена классификация памятников по типам хранения информации (памятования), видам культовых объектов и способам их оформления; предложена методика выявления, учета, описания, исследования и сохранения памятников кочевнического типа; выявлены основные архетипы культовых маркеров и сооружений; дано историческое обоснование культурно-ландшафтного районирования как отражения дистрибуции традиционных локальных культов автохтонного населения; дан анализ легитимно-правовой основы защиты и сохранения объектов культурного наследия кочевых народов Трансбайкалья.
  5. Целесообразным представляется выделение специального вида памятников истории и культуры кочевников Центральной Азии, каковыми являются определенные антропогеографические культовые объекты (АКО), сочетающие в себе качества памятников природы и памятников истории и культуры. Главным основанием для выдвижения данного предложения является ряд отличительных черт данных объектов, которые не вписываются в общепринятое международное определение памятника. Во-первых, это их  высокое социальное значение в регионах традиционного кочевого образа жизни (Бурятии, Туве, Монголии, КНР), а точнее говоря, культовость. Во-вторых, очень тесная, неразрывная связь с природой, естественной окружающей средой. В-третьих, сочетание в себе качеств реликвария и мемориала.
  6. Глубокая историческая стратиграфия антропогеографических памятников, а также обилие феноменологических аналогий в разных мировых культурах позволяет говорить об универсальной культурной ценности сакрализованных природных объектов (святых мест) в истории человечества.
Русское географическое общество