РУ | EN
Человек в культурном ландшафте региона (на примере Центральной России)
5 апреля 2011, Новости

13 апреля 2011 г. в 17-00 в ГЗ МГУ. Ауд. 21-04 (21 этаж Главного здания МГУ).

Тема доклада:

Человек в культурном ландшафте региона (на примере Центральной России)

Автор:

Сигалов Михаил Романович, к.г.н., доцент РГТЭУ

По поводу пропусков пишите Александру Ивановичу Глухову до 11 апреля включительноне по адресу aldggl@yandex.ru

Аннотация доклада

Культурный ландшафт, сформированный в ходе преобразования природной среды человеком, должен быть обращен к нему, возвратиться в виде нетленных ценностей, в которых современный человек испытывает нужду. Сделаем упор на не сиюминутных, но насущных потребностях и том культурно-познавательном, непреходящем потенциале ландшафта, который представляет собой во многом еще незадействованный, слабо использованный ресурс. Встает вопрос – как распорядиться этим ресурсом должным образом, с максимальной пользой для людей? К постановке этой задачи подвигнуло многолетние наблюдения над культурным ландшафтом нашего региона, вылившееся в научно-просветительский проект «Центральная Россия», представленный в 3-х книгах (в соавторстве с Б.Б. Родоманом). Отсюда можно сформулировать ряд положений, требующих дальнейшего осмысления и обсуждения.

1. Во взаимодействии человека (индивидуума, социальных групп, всего общества) с культурным ландшафтом региона важно целостное восприятие, в котором все составляющие – природная, хозяйственная и социальная – взаимосвязаны, что подразумевает комплексный подход к изучению складывающихся взаимосвязей и использования их в практических целях, партнерство с соседними территориями, моделирование сходных в них ситуаций с выявлением типологических свойств рассматриваемых систем.

2. Целостность предполагает историческое виденье, оценку опыта прошлого, ретроспективный анализ с проекцией на сегодняшний день и перспективу. Методологически важно проследить преемственность культурного  ландшафта разных исторических эпох и цивилизационных срезов. Предметно, историчность культурного ландшафта ярче всего проявляется в:

  • городской среде – планировочной структуре, застройке (прежде всего, исторических кварталов), архитектурном стиле и силуэте (в т.ч. ландшафтной архитектуре), памятниках зодчества; сельской местности – в традиционных формах хозяйствования, фольклоре, убранстве изб и т.д.
  • топонимике – в т.ч. сохранении географических названий поселений, а также улиц, площадей и т.д.
  • военно-исторических мемориалах (в регионе – Куликово и Бородинское поля, воинские захоронения и т.д.)
  • сбережении – памятных мест деятелей культуры и науки, усадебные и дворцово-парковых объектов, археологических памятников, в т.ч. древнего периода, некрополей, памятников промышленности и транспорта.

3. Хозяйствование в культурном ландшафте должно быть подчинено принципам экологизации, включающих: как ресурсосбережение, так и природоохранные мероприятия, связанные с внедрением высокотехнологичных схем производства, и наличием экологической инфраструктуры (очистных сооружений и т.д.).

4. Активизация взаимодействия человека с культурным ландшафтом на основе гуманизации, а именно:

  • социологизации – т.е приспособления среды к различным демографическим (половозрастным) и иным социальным группам (профессиональным, национальным - конфессиональным, имущественным и т.п.), в т.ч. с ограниченными возможностями ( инвалидам) и взаимодействие групп в культурно-познавательных начинаниях на местности.
  • эстетизации – поддержании эстетических свойств культурного ландшафта, красоты, образности его восприятия, подразумевающей связь с искусством (литературой - поэзией, музыкой, живописью – ландшафтный дизайн, пейзаж, декоративно-прикладными видами), не исключая романтизацию и мифологизацию – связь с религией (обожествление и очеловечивание живой и не живой природы).
  • музеификации – для тех объектов, которые особо подвержены видоизменениям и представляющих как художественную, так и историческую ценность; заповедование - с выделением ООТ и памятников природы. При этом, консервация элементов культурного ландшафта должна проводиться умело и вписываться в живую динамичную среду.

5. В изучении взаимодействия культурного ландшафта с человеком целесообразна интеграция научных дисциплин (в т.ч. гуманитарных с естественными) с выделением фундаментальных (в.т.ч. поисковых, экспериментальных) направлений, так и прикладных, интересных для практики (например, туризм). Для координации работ можно наиболее подходит институт наследия.

6. Образовательные программы предназначены для воспитания ландшафтной культуры учащихся (как в средней, так и высшей школе) в сочетании с экологической, пространственной культурой, умения грамотно взаимодействовать с ландшафтом, находя в нем деятельную нишу, способствующим развитию личности. Здесь, как и в науке важны межпредметные стыки – в виде интегрированных учебных курсов, охватывающие широкий спектр вопросов и вместе с тем нацеленных на овладение конкретными навыками и умениями. Следует также предусмотреть просветительские акции, ориентированные на более массовый круг заинтересованных граждан.

7. В аспекте управления акцент должен быть перенесен на муниципальный уровень, подразумевающий круг мероприятий местной власти по обустройству среды обитания с учетом интересов жителей местности, что может явиться составной частью целенаправленной муниципальной политики (с финансовыми, правовыми и организационными регуляторами). При этом нужно оказывать содействие позитивной активности граждан, имея в виду их самоорганизацию в разрешении конфликтных ситуаций с органами власти, способствовать выбору оптимальных решений в пределах территории и местного сообщества.

Русское географическое общество